Мужское и женское
- olgavasilyeva
- 3 авг. 2022 г.
- 3 мин. чтения

З. Фройд выделяет три фазы развития психосексуальности на разных стадиях: активное-пассивное на анальной стадии, фаллическое-кастрированное на фаллической, мужское и женское на генитальной. Активное - пассивное представляет собой противоположности, мужское и женское - комплиментарное дополнение, и только на этой, генитальной стадии происходит осознание разницы полов. Ж. Шаффер (Schaeffer, 2013) говорит о работе женского, как необходимой для обоих полов. Она продолжает мысль З. Фройда о том, что девочка, так же, как и мальчик, до достижения фаллической стадии не осознает свое отличие и наличие разницы полов. “Другой пол - всегда женский”.
Именно работа женского, по словам Ж. Шаффер (Schaeffer, 2013) способствует обретению психосексуальной идентичности и удерживанию ее от возможной регрессии в сторону фаллического-кастрированного или же активного-пассивного. Ж. Шаффер вводит еще одну пару: бисексуальность и отказ от женского, определяя бисексуальность - как отказ от женского у обоих полов (Poupart, 2016). Работа женского у женщины способствует преодолению отрицания кастрации, зависти к пенису и принятию женского. Работа женского у мужчины предполагает принятие в себе женских импульсов и влечений, обретения возможности их проецировать на женский объект.
А. Грин (Грин, 2017) тем не менее ставит под сомнение пассивную роль женщины, говоря, что пассивность женщины не может ни принести, ни дать удовлетворения, а может только указывать на торможение, однако активность женщины имеет пассивную цель. Интересно, что в индуизме, именно энергия богини Шакти является динамическим активным созидательным женским началом, тогда как энергия Шивы - статична и пассивна. “Без Шакти Шива - шава”, то есть труп. Шакти без Шивы - неконтролируемая стихия. Именно женское начало в индийской культуре символизирует собой силу и движение.
Очевидно, что сегодня женское не может пониматься как пассивное, а мужское как активное. Что же тогда есть женское, а что мужское сегодня, когда гендерные роли стремительно меняются и смешиваются, как это связано с бисексуальностью?
З. Фройд (Кинодо, 2012) говорит о том, что не существует ничего подлинно мужского и подлинно женского, каждый - носитель одновременно черт и своего, и противоположного пола, каждый совмещает в себе активность и пассивность.
С психоаналитической точки зрения, бисексуальность, женское и мужское не следует путать с анатомическим полом или полоролевой идентичностью. Пары активное-пассивное, контейнер-контейнируемое, женское и мужское, также, как и эдип мальчика и эдип девочки абсолютно не связаны с идентичностью мальчика и девочки и соотносятся прежде всего с двумя разными подходами к отношению с Сверх-я, в мужском варианте - как убежищем, и с уклонением от объекта в женском варианте (Chervet et al., 2019). Тем не менее, можно сделать вывод, что так или иначе бисексуальность связана с неразрешенными вопросами идентичности.
Бисексуальность - как отказ от женского и способ разрешения субъектом вопроса собственной целостности, идентичности с помощью обретения одновременно мужественного и женственного партнера, который сможет восполнить нехватку субъекта. Субъект защищается от ощущения собственной недостаточности, которое могло бы создать движение влечения к объекту, в нарциссических отношениях.
Психическая бисексуальность не равна физической бисексуальности. Психическая бисексуальность основана на принятии кастрации и своей половой идентичности. Физическая бисексуальность - отказ от принятия кастрации и разницы полов, делает невозможной психическую бисексуальность, то есть возможность идентифицироваться психически с обоими полами, принимая свою идентичность. По мнению Дж. МакДугалл, именно психическая бисексуальность и хорошая интегрированность идентификаций с отцовским и материнским первичными объектами являются источниками творческой способности субъекта.
Психическая бисексуальность является следствием разрешения эдипального конфликта любви к отцу и к матери, однако она может нести в себе и гораздо более ранние следы отношений с частичными объектами. Так, Д. Хузер (Houzzer, 2018) говорит о стадиях интеграции психической бисексуальности. Первичная психическая бисексуальность возникает вместе с формированием психического конверта, с помощью которого младенец может различать то, что происходит внутри него и снаружи. Затем младенец получает чувственный опыт взаимодействия с родителями и их собственными женскими и мужскими идентификациями. Этот опыт взаимодействия с частичными объектами через функцию кормления, “холдинига и хендлинга” (Bion, 1984) вписывается в психику младенца и впоследствии формирует основу будущей психической бисексуальности, связанной с целостными объектами и их идентификациями на эдипальной стадии развития.
А. Грин (Грин, 2010) говорит об обрамляющей структуре “холдинга” как источнике создания репрезентаций. Мать, держащая ребенка, оставляет следы своей заботы о ребенке, что в ее отсутствии, в негативе, способствует формированию репрезентации о ней, началу мыслительного процесса и процесса символизации. Прегенитальная бисексуальность проявляется в той причине, по которой мать оставляет младенца, - отце и их взаимоотношениях. К. Давид (David, 1975) говорит о том, что психическая бисексуальность помимо различных идентификаций, несет в себе биполярные элементы эротической фантазматической и аффективной жизни. Психическая бисексуальность связана со всеми образами тела и источниками влечений тела.
Таким образом, предпосылки психической бисексуальности появляются с самого рождения младенца. При телесной заботе о ребенке родители передают различные чувственные сигналы и сообщения, которые ребенок не в состоянии расшифровать с помощью психического аппарата. Это недифференцированное чувственное восприятие способствует дальнейшему первичному разделению в психике младенца внутреннего и внешнего, Я и не Я и подготавливает психику к встрече с Другим, который “что-то хочет от меня”. Именно здесь, в этой точке, по словам Ж. Лапланша (Лапланш, 2010), организуется идентичность и дестабилизирующая ее сексуальность, представляющая собой тайну внешней инаковости, находящейся в непосредственных отношениях с внутренней инаковостью Другого. Сексуальный объект появляется вместе с влечением, по словам З. Фройда. Сексуальное исходит от Другого и именно Другой является организатором сексуальности и психического аппарата субъекта.
Comments